Майский Кавказ на автомобиле, день третий

Продолжаем кавказское автомобильное фотопутешествие мая этого года. Двенадцать дней за рулем. 2500 км. 200 гигов фотографий :)

1

Сегодня длинный день - 290 км на машине, включая 47 км песчаной грунтовки со снежниками, джиповать так джиповать :)

2

В прошлый раз мы остановились на том, что мы ночевали в Архызе на поляне Таулу.

3

В Архызе куча места для ночевки. Если на машине можно заехать не всюду, то палатку точно можно поставить где угодно. Я столько плоских полян нигде не видел. У нас в заповеднике если на одну палатку пятачок в зарослях нашел - уже хорошо. А здесь можно десять тысяч палаток поставить :)

4

Наш край поляны оказался покрыт целой сетью бугорков.

5

Не знаю кроты ли это, но бугорки уже травой поросли.

6

Утром здесь кипела жизнь. Дрозд-деряба таскал у нас червей из под носа :)

7

А белка ела лишайник с голодухи :)

8

Немного запоздало мы посетили мемориал защитникам перевалов Кавказа, уже 10 мая.

9

Он расположен здесь же, на поляне Таулу.

10

Схема обороны Кавказа на мемориале.

11

А это торговые ряды и кафешки со знаменитыми хычинами (плоский тонкий пирог с начинкой). Не будьте такими самоувереными как я - два хычина осилить крайне сложно! Начните с одного :)

12

Перед тем как покинуть Архыз, проезжаем чуть-чуть по долине Псыша. Нам интересно разведать все дорожки и места для кемпинга в этом районе.

13

Да, мест для кемпинга здесь просто навалом.

14

По Псышу идет вполне уютная дорога, но далеко мы не стали ездить. Сегодня предстоит сложный день :)

15

Уехали из Архыза. Но не успели выехать за трассу за Зеленчукской, как внезапно открывшиеся виды прижали нас к обочине :)

16

И конечно же, над этими просторами появился ОН - хозяин этих мест, красавец Эльбрус.

17

Мы останавливались еще несколько раз. Трасса на участке между Зеленчукской, Кардоникской и Карачаевском идет по приподнятым над полями холмам, откуда открываются виды на юг.

18

Не заезжая в Карачаевск (только дозаправившись и заполнив канистру на всякий случай) поворачиваем вверх по реке Мара на перевал Гумбаши. Визит в Карачаевск решили оставить на следующий раз (как и все другие места, которые мы проезжаем мимо, если у вас возник такой вопрос, нельзя же все за один раз проехать).

19

Марские ландшафты.

20

Вид сверху на огороды жителей Верхней Мары.

21

Верхняя Мара.

22

Панорамная точка перед перевалом Гумбаши.

23

Почти на перевале (формально не совсем в его высшей точке, а чуть раньше-ниже) сделали парковку для желающих осмотреть панораму кавказских гор. Для туристов это и считается "перевалом Гумбаши".

24

На перевал идет довольно хороший асфальт. Дорога через этот перевал соединяет Карачаевск с Кисловодском и соответственно с районом Кавказских Минеральных вод, которому мы собираемся посвятить следующий день нашего путешествия.

25

За перевалом Гумбаши на плато Бечасын отходит грунтовка. А не срезать ли нам к нарзанам Джилы-су прямо здесь, не заезжая в Кисловодск? - подумал я :)

26

Дорога все время песчаная, во время дождей часто скользкая. А еще во многих местах снежники не до конца растаяли, приходилось чуть-чуть по снегу буксовать.

27

Мы понятия не имели возможно ли вообще проехать Бечасын на машине.

28

Тем более в мае по мокрому грунту и колеям. Забегая вперед, скажу, что для велопохода это вполне хорошая дорога (только за водой надо куда-нибудь сильно вниз спускаться, по пути ее нигде нет).

29

Я хотел попробовать проехать сколько смогу. К тому же перед поездкой я купил новую резину Cordiant Off-road, которую очень хотелось испытать в родной для нее стихии :)

30

Здесь тоже встречаются менгиры, как и по главной "кисловодской" дороге на Джилы-су. Те, кстати, говорят, недавно разрушили какие-то вандалы. Эти - не знаю, тронули ли, они стоят сильно в стороне от популярных мест.

31

Стоило ли говорить, что здесь мы тоже часто останавливались на фото.

32

Был холодный ветер. и пару раз накрапывал дождик, но не критично. Я правда снимал мало, но не из-за погоды, а потому что был сосредоточен на вождении.

33

Хаотичное кручение облаков не давало возможности созерцать горные панорамы, но пару раз из тумана все же появлялся Эльбрус. Этим видом в хорошую погоду и знаменито плато Бечасын.

34

Финальный рывок. В паре мест снежник пришлось объезжать по траве, что в случае вырезанной в склоне дороги сделать не так уж и просто. Но Cordiant Off-road вытянули :)

35

И вот мы таки выехали на асфальт. Чуть-чуть сложно было только в самом конце - глубокая скользкая колея. Надо было аккуратно спускаться, чтобы в сторону не утащило. Я испытал сильное облегчение, когда оказался на асфальте. Вот справа дорога по которой мы спустились, а слева асфальт Кисловодск - Эльбрус :)

36

Всего получилось 47 км грунтовки по плато Бечасын от места где мы свернули с асфальта до этого места, где снова есть асфальт. Этот асфальт идет на нарзаны Джылысу в Северном Приэльбрусье. Съездим, глянем как там в мае.

37

Приток Харбаса.

38

Это скалы "аватары" в долине Харбаса.

39

На повороте дороги перед спуском в Харбас (там где "аватары").

40

Долина Малки и Эльбрус.

41

В долине Малки, как на спуске, так и на подъеме, встречались каменные обвалы прямо на асфальте. В мае к сезону дорогу еще не чистили, все кто пытается попасть сюда - едет на свой страх и риск.

42

Финальный серпантин к Джилы-су: дорога спускается далеко вниз в Малку и поднимается на противоположный борт ущелья.

43

Кстати, пару лет назад здесь не было еще асфальта. Его только начинали делать, где-то до Харбаса только еще был.

44

А сейчас асфальт до самого конца!

45

Водопад Султан (один из них, о принадлежности названия именно к этому водопаду идут в туристских кругах споры, ниже есть еще один "Султан").

46

Нарзанное место. Здесь на слиянии Бирджилысу и Малки (Кызылкола) находятся основные источники.

47

Одни из них. Непривычно совсем не видеть здесь людей. Летом здесь просто столпотворение, к воде не подойти, если очередь с утра не занял :)

48

А сейчас в мае тут холодно и пусто. В тупике у нарзанов лишь несколько машин.

49

Да-да, асфальт на зубах дракона. Сам в шоке.

50

Ну пора и честь знать (честно говоря уже сумерки и становится жутко холодно), так что возвращаемся по асфальту и едем в сторону Кисловодска.

51

Заночевали мы не доезжая до Кисловодска в сосновых лесопосадках.

52

Трек не записывали, рисовал сам. В этот день пеших прогулок далеко от машины не было, так что трек отражая перемещения машины, отражает и наши с Леной перемещения в точности. Получилось проехать 290 км, из них 47 км грунтовки по Бечасыну.