Майский Кавказ на автомобиле, день пятый

День пятый нашего весеннего автотрипа по Северному Кавказу. 12 мая.

Сегодня изучаем долину реки Малка (там где она выходит на равнину) и ее притоки :)

Выезжаем из Пятигорска, едем в Кабардино-Балкарию и сворачиваем с трассы в населенном пункте с логичным названием Малка.

Дорога идет по пастбищам.

В селении Каменномостское поворачиваем налево к озерам Шадхурей.

Туда ведет грунтовка, в сухое время вполне доступная и для жигулей, не только для моей машины.

Наверху пасутся коровки в окружении карстовых озер.

Верхнее озеро.

Оно же с другой стороны.

Верхний Шадхурей.

На нижнем из озер мы залипли подольше - оно лежит почти в правильно круглой котловине.

Чуть пониже.

Берега.

К нижнему озеру есть удобный спуск.

Так что можно фотографировать и от глади воды. Хотя так все озеро не помещается :)

В озерах полно рыбы и вот такие милахи :)

Едем дальше вверх по Малке.

В поселке Хабаз асфальт заканчивается, но дальше идет грунтовка отличного качества.

Мы здесь впервые, но я примерно знаю куда мы едем и зачем, осталось только выяснить смогу ли я доехать туда на машине :)

Любая легковушка проедет от конца асфальта еще примерно 8 километров до притока Гедмышх. Туда направляемся и мы на разведку.

Вот место где с Малкой сливается приток - ручей Гедмышх. Его видно в левой части снимка по водопаду Малый Гедмышх. Но этот малый водопад нам сейчас неинтересен, мы едем еще выше - там обещают чудо! Труба - новый водопровод (Гедмышх в верховьях течет из воклюза с чистейшей водой, а в этой местности с чистой водой проблема).

Тут надо не обмануться (особенно ночью непонятно), а глянуть на карту. На тот берег Малки идет мостик, но он не здесь, где водопровод, а дальше - надо еще проехать километр и потом дорога влево резко поворачивает.

Дальше дорога заметно более крутая и доступна только полноприводным (или заднеприводным) автомобилям, хотя и хороша выровнена грейдером.

Еще через три километра начинается особенно крутой участок и тут сквозь деревья возникает ЧУДО.

Знакомьтесь, это водопад Гедмышх - пожалуй, изюминка всей долины Малки и один из символов Кабардино-Балкарии.

Это мощный широкий каскад струй, совершенно невообразимым образом текущих по большой площади с разных мест скального выступа. Правильный масштаб явления не передает даже заглавная фотография этой заметки. Фото в правильной пропорции мы сделаем на следующий день. А пока мы здесь с предварительной разведкой.

Дорога поднимается серпантином мимо водопада и идет вверх - прямо на его "спину".

Водопад вверху - это замысловатый ручей, текущий по поляне. Стоя наверху, совершенно не осознаешь, что внизу такой водопад!

Вода здесь очень чистая, поскольку течет из воклюза (из скалы как большой родник), здесь даже сделана ванна для водозабора (а может и для купания, не знаю, в мае купаться не очень хотелось).

Чистота воды в этой ванне поражает.

На самом деле чистота воды Гедмышха - это его же проблема. Эту воду хотят использовать на равнине, для чего и протянули сюда водопровод, закопав трубы и засыпав сверху воклюз. Потому и дорога сюда хорошая, что водопровод делали. Раньше доехать сюда было сложнее. Уж не знаю, насколько изменится водопад, когда по трубе пойдет основная вода, уж точно не в лучшую сторону, как бы вовсе не исчез. Надеюсь, люди все предусмотрели.

Мы спустились вниз к Малке, я немного пробежался по тропе вверх по реке в поисках стоянок, они есть, но на машине туда не заедешь.

Но пешком - удобные стоянки вдали от посторонних глаз. Разве что вода в Малке грязнее, чем в Гедмышхе.

Мы вернулись на импровизированный кемпинг на слиянии Гедмышха с Малкой и заночевали там.

Там в мае вообще никого, полно мест для палаток, есть и беседки, хозяев никаких не было, денег никто не собирал (может летом собирают, не знаю). Только утром хозяин приехал, но он совершенно не смутился нашим присутствием и даже продал нам сыра :)

Удивительно, но в этом месте (а это далеко уже не верховья) река Малка становится такой узкой, что ее можно перепрыгнуть.

На самом деле, как только мы увидели большой водопад Гедмышх, мы сразу решили заночевать где-нибудь на Малке, чтобы вернуться наверх еще на следующий день утром, сфотографировать водопад на солнце. Сейчас, к сожалению, уже почти сумерки и почти все было в тени. А еще ночью к нам присоединяются наши друзья из Новороссийска, мы связались с ними и примерно объяснили как приехать на нашу стоянку на Малке. Им ведь тоже надо показать водопад! Так что в следующем выпуске будет еще много фотографий Гедмышха, еще более красивых и сочных!

Примерно 100 км на машине все пешие экскурсии не дальше 100 метров от машины. на треке виден "хвостик" на озера Шадхурей и самым дальним концом слева внизу он идет до водопада Гедмышх.